Главная » Файлы » Воспитание без границ » Работа с детьми

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов на тему: «Самая большая ценность…»
[ Скачать с сервера (95.0 Kb) ] 12.11.2016, 07:32

Ход занятия:

На доске изречения:

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу» (Жорж Санд).

«Самоубиийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Вячеслав Брудзиньский).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р.Алев).

1. Организационный момент:

1) приветствие;

2) сообщение темы, задач занятия.

Тема нашего мероприятия обозначена так: «Самая большая ценность – это …» Вы видите, что фраза не закончена и не определено, какая ценность является для нас самой большой. В течение мероприятия мы порассуждаем о том, что для нас в этом мире особенно важно, чем мы дорожим. А в конце занятия мы завершим эту фразу.

- Перед вами рабочие материалы, в которых имеются необходимые нам источники.

2. Работа над понятием «ценность»

- Как вы понимаете слово «ценность»?

-Словарь даёт следующее определение то, что имеет важность, значение; ценный предмет или явление.

-Что же является ценностью для вас? Я попрошу вас вписать свои ценности в пирамиду по степени значимости. Чем ближе к вершине, тем более важные для вас ценности должны там находиться.

- Размышляя о своих ценностях, я тоже составила свою пирамиду. В ней оказались здоровье, работа, друзья, семья и на вершине – любовь. Любовь ко всем названным и очень важным для меня понятиям.

У вас получилась своя ценностная пирамида. Мы вернемся к ней чуть позже. Скажите, часто ли вы размышляете о важности этих ценностей? А ведь на основании этих ценностей мы совершаем разнообразные поступки.

Послушайте стихотворение.

Она стоит одна на крыше
И сердце очень сильно бьётся,
Ей ветер волосы колышет,
А тишина как враг смеётся.

Нахлынули воспоминанья,
Врезаясь как осколки в душу.
Они терзают подсознанье,
Остаток жизни этой рушат.
Нет смысла думать о вчерашнем,
Когда сегодня ВСЁ на грани.
Сейчас ничто уже не страшно,
Теперь никто не сможет ранить

Когда стоишь одна на крыше
И очень сильно сердце бьётся,
Тебя никто уже не слышит,
И пульс пропал, и ночь смеётся...

Героиня этого стихотворения намеревается совершить один из самых серьезных поступков, на которые способен человек. Что это за поступок?

Этот поступок называют умышленным самоубийством или суицидом. Впишите этот термин в ваши рабочие листы, дайте ему научное определение.

  • другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.
    - Сегодня количество людей, сводящих счеты с жизнью больше, чем погибающих в результате войн и преступлений. По данным ВОЗ, в год на планете фиксируется около 1 млн. случаев суицида. То есть, самоубийства происходят каждые 40 секунд. В Саратовской области за 6 месяцев прошлого года добровольно ушли из жизни 254 человека. Согласитесь, это страшно.

    - Что же толкнуло героиню стихотворения на этот поступок? Что толкает других людей на суицид?

Ответы учащихся….

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Можно указать следующие причины суицида:

  1. страх перед наказанием – 19%;
  2. душевная болезнь – 18%;
  3. семейные конфликты – 18%;
  4. страсти – 6%;
  5. денежные потери – 3%;
  6. пресыщенность жизнью – 1,4%;
  7. физические болезни – 1,2%;
  8. неизвестные – 33,4%.



- Эти причины, на ваш взгляд, характерны только для нашего времени? -Каким было отношение к суициду в разное время в разных странах?
Существует следующая статистика: в 70-80-е годы совершалось 6000 суицидов в год, с 1980 по настоящее время – 30000 в год. Самое страшное – это то, что суицид помолодел: 25% составляют юноши, 17% - девушки. Пики суицидов отмечены в 1985, 1992, 1998, 2000 годах – время радикальных изменений в обществе.

Информация к размышлению….

Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Что такое суицид подростка? Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них… у них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Существует ряд признаков, сигнализирующих о том, что человек серьёзно задумал совершить самоубийство. Давайте попробуем определить эти признаки.

Проблема поиска смысла жизни

- Мы назвали много причин суицидальных поступков. Но их объединяет то, что человек утратил для себя смысл жизни. А каков же он? Эта проблема стара как мир, потому что жизнь прожить- не поле перейти. Человек во все времена задумывался и задумывается о том, что заполняет его жизнь. Давайте обратимся к мудрости великих древних. Вашему вниманию предложены основные философские взгляда на смысл жизни.
- Вам необходимо ознакомиться и этими взглядами и выразить их смысловое содержание одним словом, записав его в соответствующее окошко.
 

 


Отношение к смыслу жизни


Предста-вители


Основные принципы


Слово, характери-зующее отношение к смыслу жизни


Пессимизм


Екклесиаст


Жизнь человека не имеет никакого смысла. Все дни человека – сплошные печали и ничего хорошего не следует ждать от жизни на земле.


 


Скептизицм


Вольтер


Сомнение в способности человека найти смысл жизни. Все люди подобны существам, которые живут в маленьких норах и не знают своего предназначения.


 


Оптимизм


В.Г.Лейбниц


Вера в то, что в мире все разумно, жизнь людей прекрасна и людей ждет светлое будущее. Смысл жизни человека в добрых делах, в помощи ближнему.


 

Это были философские взгляды. Но вопрос о смысле жизни обсуждается учеными, писателями, посетителями Интернет-форумов. Пользуясь источниками, определите, в чем видят смысл своей жизни наши современники.


Задание №4

Определите, в чем видят смысл жизни авторы следующих высказываний.

И.П. Павлов (1849-1936), российский физиолог. Жизнь только для того красива и сильна, кто наполняет ее смыслом во всей его многогранности и разноцветии. Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает ее смысл.

Г.Щербакова. «Мальчик и девочка». Когда мальчик вытащил девочку из веревки, привязанной к дереву, он сказал ей: «Знаешь, я однажды тоже хотел совершить такой поступок. Но потом подумал: если я это сделаю, то ничего уже в моей жизни не случиться – ни горя, ни радости, ни хорошего, ни плохого. Я не успею вовремя принести лекарство бабушке и вылечить бездомную собаку. Я столько не успею сделать! И не успею сказать любимым, как сильно я их люблю, как они мне все нужны и как я им благодарен».

Интернет-форум. Екатерина 7.9.2006. Самой когда-то хотелось оборвать свою несчастную жизнь. Но потом подумала: Смерть - это последний выход. Сначала нужно испытать все предпоследние варианты. К тому же у меня есть новая юбка (неужели я упущу шанс её надеть?) и вечером будет классный фильм. Так что можно пока и отложить такое важное дело.

 

К сегодняшнему мероприятию у вас было домашнее задание- конкурс сочинений о смысле жизни. Мне очень приятно было читать эти работы, так как практически в каждой работе видно, что у вас активная стойкая жизненная позиция, большие планы на будущее, позитивное отношение к жизни!

Вспомните, о чём вы писали и продолжите фразу одним, двумя словами: «Жизнь- это...»

Мозговой штурм «Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?»

Представьте себе, что ваш друг поделился с вами секретом: он собирается покончить жизнь самоубийством. Ваши действия.

Ситуация:

Девочка Надя . 14 лет . учится в 8 классе.

В данный момент родители Нади зарабатывают очень мало денег ,которых хватает только на удовлетворение первоочередных жизненных потребностей . В классе она учится хуже среднего . За это родители её часто ругают ,так как хотят ,чтобы девочка приносила хорошие отметки . Надя нехотя учится,прогуливает уроки со странной компанией , в которой она впервые пробует выкурить сигарету и начинает употреблять алкогольные напитки . В музыкальной школе она перестаёт стараться ,так как ей кажется ,что игра на инструменте –это бесполезное дело .

Надя влюбляется в красивого мальчика Сашу , но тот не разделяет её чувств ,и ,как назло , лучшая подружка Света предаёт Надю и начинает дружить с Сашей. Теперь всё свободное время Света проводит с Сашей. Надя обижается, конечно, на Свету и в итоге ругается с ней. Девочка очень расстроена, так как считает теперь себя некрасивой , с которой никто из мальчиков не захочет дружить. Все шутки в школе в свой адрес Надя воспринимает в штыки. Она становится молчаливой , а порой агрессивной . На замечания учителей она реагирует уходом из кабинета.

А вечером , сидя в своей комнате , Надя пишет прощальную записку…

Каждая группа проанализирует сейчас эту ситуацию и выдвинет решение проблем Нади, постарается помочь девочке не совершить самоубийство.

Учащимся в группах предлагается разработать памятку

«Что мы можем сделать, чтобы предотвратить суицид?».

После выполнения задания составляется памятка примерно такого вида:

1. Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом ты собираешься покончить с собой?).

2. Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.

3. Не спорь в данной ситуации! Старайся не проявлять агрессии!

4. Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!

5. Предложи конструктивные способы решения его проблемы!

6. Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная!

7. Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!

8. Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.

- А теперь давайте вернемся к ценностной пирамиде, которую вы составили в начале урока. Что вы поместили на ее вершину? Какая из ценностей для вас главная? Ответы детей

- Знаете, на протяжении моей жизни ценности в моей пирамиде перемещались, но оставались неизменными. И нельзя сказать, какая из них более значимая. Они равноценны. И образуют уже не пирамиду, а калейдоскоп.

- Я предлагаю вам объединить все ваши ценности в один общий, большой калейдоскоп.

- Каким одним общим словом можно наиболее полно назвать этот калейдоскоп? Жизнь. Действительно, жизнь – это калейдоскоп.
- Давайте закончим фразу, вынесенную в название темы нашего занятия. Самая большая ценность – это жизнь. Жизнь во всей ее многогранности, во всех ее проявлениях:… И, как бы мы к ней не относились – пессимистически, скептически, оптимистически - жизнь, действительно, является самой большой ценностью.
 

Рефлексия.

 

-Мне хотелось бы поблагодарить вас за активную работу, за теплую атмосферу в вашем классе. И подвести итог нашей беседы с помощью символических ладошек, которые лежат у вас на столах. На каждом из пальчиков написаны вопросы, прочтите их, пожалуйста, минутку подумайте и поделитесь со всеми нами мнением по вопросу, который наиболее понятен по теме сегодняшней нашей беседы. Я жду ваших мнений. (Высказывания детей)

- Обратите внимание, что в центре ладони формула успеха, она универсальна. На обратной стороне пожелание в виде цитаты.

Я вам оставляю на память ладошки, как символ помощи протянутой руки. Пусть она поможет вам анализировать каждый прожитый день, т.е. работать над собой. И в заключение мне хотелось бы вам пожелать, чтобы жизнь вам всегда ставила только отличные оценки. И помните всё в ваших руках! Мероприятие окончено.

Категория: Работа с детьми | Добавил: rrr0901
Просмотров: 852 | Загрузок: 60 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
avatar