Главная » Файлы » Воспитание без границ » Работа с детьми

Классный час на тему: « Счастье-это…»
[ Скачать с сервера (71.0 Kb) ] 17.10.2016, 07:35

Эпиграф к уроку:

«Каждый человек- это определённая нота,

которую в вас заложила судьба.

Мысли человека - ещё одна нота.

И поступки его - нота.

Когда эти три ноты звучат согласованно,

ни одна из них не фальшивит –

это и называется счастьем»

С.Михалков

 

Ход мероприятия

Погружение в тему.

• Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «счастье», и о том, что нужно человеку, чтобы быть по-настоящему счастливыми. Мы с вами попробуем разобраться, умеем ли мы быть счастливыми, почему важно быть счастливым не только для себя, но и для и для других.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за горами

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

• Известно ли вам, ребята, состояние, когда «душа поёт»? Случалось ли вам в этот момент испытывать ощущение счастья? Выходит, счастье – это песня души?

• Сегодня мы все вместе пройдём по нотам этой удивительной песни под названием «Счастье».

Нота первая: «Счастье – это…»

«Рассуждаем»

Что такое счастье? В чем заключается человеческое счастье, из чего оно складывается?

• Считаете ли вы себя счастливым человеком?

• Закончите предложение «Счастье – это…» Составление кластера…

• Как вы думаете, есть ли общее определение счастья? Давайте обратимся к словарю

Словарь Ожегова.

Счастье — чувство и состояние полного высшего удовлетворения. (СИ. Ожегов. Словарь русского языка.)

Высказывания великих о счастье.

1.Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям. (Платон)

2. Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.( Лев Николаевич Толстой)

3. Бояться горя - счастия не знать. (Иоганн Вольфганг Гёте)

4. Приносить пользу миру - это единственный способ стать счастливым. ( Г.Х.Андерсен)

5. Человек создан для счастья, как птица для полета. (В. Короленко)

И ваши высказывания и высказывания великих людей очень разнообразны, каждый по-своему понимаете, что такое счастье.

Вывод: каждый понимает счастье по-своему, у каждого “свое” счастье.

Я хочу познакомить вас о одной притчей «О счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог человека.

— Слепи мне счастье, — попросил человек. Как вы думаете, что ответил Бог человеку?

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

• В чём заключается смысл этой притчи?

Вывод: счастье каждого человека в его руках, каждый сам – кузнец своего счастья!

Нота вторая: «Полезно ли быть счастливым?»

• Почему же быть счастливым полезно в первую очередь для себя самого?

Счастье – это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее.

Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь – добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим.

• Почему быть счастливым полезно и для окружающих людей?

Счастливый человек умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Своим видом он говорит: “Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего хочу

Вывод: полезно быть счастливым не только для себя, но и для других.

Упражнение «Живая скульптура» (две группы детей)

Как, по-вашему, выглядят счастливый и несчастный человек?

• Изобразите словесно счастливого и несчастного человека.

• Опишите, как выглядит счастливый и несчастный человек: их одежду, внешний вид, выражение лица.

• Действительно, у счастливого человека открытое улыбающееся лицо, с блеском в глазах, поза свободная, осанка уверенная. Он заботится о своей внешности, аккуратно и чисто одевается.

• Какие еще чувства соседствуют со счастьем? Правильно, спокойствие, удовольствие, восторг, надежда, доверие, удивление, удовлетворенность.

Вывод: Счастливый человек испытывает душевное равновесие, радость, доверие, ответственность. Счастливый человек заметно отличается от окружающих - он улыбается, он «светится», все, за что он берется, у него получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливы!

• Означает ли это, что счастливый человек не испытывает отрицательных эмоций, никогда не раздражается, не переживает огорчений?

Вывод: быть счастливым вовсе не означает жить без проблем, Это значит - считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения, всегда стараться найти выход.

«Советы психолога»

Для того чтобы пережить огорчение, есть разные способы:

• сделать дыхательную гимнастику;

• послушать музыку;

• посмотреть телевизор;

• пообщаться с друзьями;

• съесть что-нибудь вкусненькое;

• выпить стакан воды, сока, чашку чая;

• поплакать (но не демонстрировать это окружающим).

Выбери тот способ успокоения, который тебе больше всего подходит.

Мы переходим к следующей ноте нашей песни. Нота третья: «Частичка мудрости».

«У истоков народной мудрости»

В народе на тему счастья и несчастья есть много пословиц. Какие из них вы знаете, ребята?

Вот еще примеры:

• Не родись красивым, а родись счастливым;

• Бояться несчастья – и счастья не видать;

• Счастливым быть – никому не досадить;

• Не бывать бы счастью, да несчастье помогло;

• Ни радости без печали, ни печали без радости.

Какой вывод можно сделать по этим пословицам?

Вывод: как бы ни было плохо, в этом обязательно есть что-то хорошее. В неприятном тоже может быть скрыта радость, неудача может стать залогом достижения успеха, несчастье обладает своей счастливой стороной.

«Анализ ситуаций»

Случались ли в вашей жизни ситуации, когда неудача в итоге стала причиной успеха?

Вспомните их и переделайте фразы так, чтобы найти в неприятном тот момент, в который уже заложено счастье и удача:

• В комнате прохладно, но зато... (так легче думается).

• С утра не кончается дождь, но мне кажется это замечательным, потому что... (в такой день хорошо сочиняются стихи).

• К уроку мне надо перечитать огромную кипу книг, но это хорошо тем... (что я узнаю много нового).

• Как долго еще до контрольной работы! Это прямо везение для нас, потому что... (мы еще лучше подготовимся).

Вывод: привычка быть счастливым позволяет человеку в значительной степени освободиться от господства внешних обстоятельств; внешними обстоятельствами мы управляем сами.

Работа в группах.

• Благодаря чему, по-вашему мнению, человек может почувствовать себя счастливым?

Дети в группах обсуждают проблему.

В рабочих листах указаны принципы счастливого человека. Выберете близкие для себя и поясните.

Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.

Счастье - это найти дело по душе и трудиться творчески.

Счастье - в общении с друзьями и родными.

Счастье - иметь все необходимое для интересной жизни.

Счастье - жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.

Счастье - быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих

 

  • спектр счастья широк. Это может быть везение и удача. Это могут быть переживания, особенно радостные. И, наконец, это может быть удовлетворение жизнью в целом.

• Психологи считают, что «счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «счастье».

Некоторые люди испытывают прилив «счастья» от занятия спортом, другие от посещения театра. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, друзьями. Надо помнить, что гормоны «счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!

Лишь капля счастья в том,

что есть работа у меня,

и в том,

что вовсе не страшусь я завтрашнего дня.

Вторая капля в том,

что есть жена,

детишки, дом.

И в том, что светлая луна

повисла над прудом.

А третья капля в том,

что есть заветная мечта.

И в том, что совесть у меня

перед людьми чиста.

Нота четвертая: «Ступеньки счастья».

• Ученые-психологи определяют пять уровней или ступеней счастья:

Первый – состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив) - радость пребывать на земле, просто дышать и жить.

Второй – удовлетворенность материальными благами (я приобрел) - материальное благополучие: модный сарафан, новые сапожки, красивые сережки.

Третий – удовлетворенность от общения с другими людьми .

Четвертый – удовлетворенность в момент творчества (созидаю, создаю) –

это творчество, горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

Пятый, высший уровень счастья – удовлетворенность от деятельности по совершенствованию жизни (оставляю после себя) –

делать счастливыми других,

…это большое участье:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

Это восхождение можно условно изобразить как ступеньки к наибольшему счастью.

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста.

От кочки и до Казбека,

Зависит от человека

Минутка релаксации. Звучит негромкая музыка.

• А теперь я предлагаю вам побыть наедине с собой. Сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. Послушайте красивую мелодию и попробуйте представить то, о чем я сейчас вам расскажу.

• Представьте себе, что Счастье – это свет, озаряющий мир. От этого света людям становится тепло и уютно. Сердца их радуются. Люди поют песни, говорят друг другу тёплые слова. Счастье – это чувство, которое наполняет особым смыслом жизнь человека. У Счастливого человека добрый приветливый взгляд. Почувствуйте Счастье в вашем сердце. Отправьте этот свет Счастья своим близким. Пусть они ощутят ваше состояние, и оно согреет их своим теплом. Пожелайте мысленно им удачи во всех делах. Представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

• Откройте глаза.

Тренинг «Прикоснись к своему счастью»

• Как, по-вашему, выглядит счастье?

• Какого оно цвета?

• Какой оно излучает аромат?

• Какие звуки издаёт счастье?

(Определения учащиеся записываются на листке, затем зачитываются, и делается вывод. Например, Счастье имеет желтый цвет, вкус с ароматом земляники, теплое, бархатистое)

Вывод: Мы ещё раз убеждаемся в том, что счастье многогранно, но каждая его грань имеет свою ценность для человека.

Нота пятая: «Частичка мудрости».

«Восточная легенда»

После того как боги сотворили Вселенную, Землю, звезды, Солнце; после того как они сотворили Природу – горы, моря, океаны, леса; после того как они сотворили Человека – они создали Счастье. Боги не хотели, чтобы Счастье досталось Человеку даром, без труда. Он должен был сам достичь, открыть его. Боги задумались, где же спрятать Счастье. Сначала они хотели спрятать его на вершине самой высокой горы, потом – в самом глубоком месте океана, затем на самой далекой звезде. Но все эти места казались им слишком доступными. И тогда они решили: “Спрячем Счастье в сердце человека, он станет искать его на земле и на небе, в лесах и в воде, даже не подозревая, что все время носит его с собой”.

• О чем говорится в этой легенде?

• Какой вывод можно сделать, прослушав эту мудрую притчу?

Вывод: счастье – это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами.

Задание «Слагаемые человеческого счастья» формула счастья.

• Ребята, предлагаю вам выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить составляющие счастье.

• Но вы не просто так будете записывать ваши мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик» (на столах у ребят лежат маркеры, листы бумаги формата А4, по окончании каждая группа выступает с результатами работы).

• Каждая группа представляет свое понятие счастья.

Рецепт счастья:

И я хочу с вами поделиться рецептом счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.”

Нота шестая: «Поделимся своим счастьем»

Учитель дает учащимся воздушные шарики.

• Ваша душа, как и этот шарик, сосуд для счастья. От того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, зависит ваше счастье.

• Я предлагаю вам надуть эти символические сосуды счастья (учащиеся надувают шары).

• Что вы сделаете со своим счастьем? Каждый распоряжается сам, можно поделиться с родными и близкими, можно наслаждаться в одиночку, можно подарить своим друзьям, знакомым как символ счастья, но …

Вывод: Никогда не забывайте, что, даря счастье близким - вы обретаете больше, ведь добро, отданное вами, вернется в большем количестве.

Я тоже хочу подарить вам частицу своей души, на этих шарах записан рецепт счастья.

Я желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми!

Заключительный, седьмой аккорд нашей песни.

Сегодня мы с вами хорошо и дружно поработали - рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья. Мы узнали много интересного о счастье, пофантазировали, как оно может выглядеть. Мы поняли: счастье можно получить, когда даришь счастье не только самому себе, но и другому человеку, когда делаешь добрые дела.

А в завершении мне хочется поделиться с вами еще одной притчей о Счастье.

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошёл к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушёл счастливый. Другой брат попросил красивую жену. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой.

- Что тебе нужно? – спросило Счастье.

- А тебе что нужно? – спросил брат

- Вытащи меня отсюда, - попросило Счастье.

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошёл прочь. А Счастье за ним побежало...

Пусть за каждым из вас идет по жизни счастье, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет. Каждое утро начинайте с того, что подойдите к зеркалу, улыбнитесь и скажите: “Я самый счастливый человек!”

Круг «От сердца к сердцу».

А сейчас я приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу», ведь то, что мы будем говорить, будет идти от чистого сердца.

Давайте продолжите фразу: “Я самый счастливый человек, потому что...”

Я самый счастливый человек, потому что каждый день меня окружают десятки любознательных детских глаз,

Передавая это символическое сердечко, пусть каждый из вас поделится частичкой своего тепла и скажет то, чего он хотел бы пожелать другу другу

Сердце я свое открою!

Счастьем поделюсь с тобою!

Все сердечные слова

Говорю я для тебя!

Все о счастье мы мечтаем,

Счастья всем гостям желаем!

Возьмитесь за руки, давайте все вместе споём песню «Мы желаем счастья вам». Давайте пожелаем себе, всем-всем людям на земле здоровья, счастья мира, удачи и успехов!

Я благодарю вас всех за этот час общения!

Категория: Работа с детьми | Добавил: rrr0901
Просмотров: 1075 | Загрузок: 62 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
avatar