Главная » Файлы » Воспитание без границ » Работа с родителями

Публичная лекция для родителей
23.10.2016, 22:30

Есть старая история о специалисте по котлам, которого наняли ремонтировать огромную паровую систему парохода. Выслушав описавшего повреждения инженера и задав несколько вопросов, он отправился к котлам. Он взглянул на лабиринт пересекающихся труб, несколько минут слушал шум бойлера и выходящего пара, затем пощупал несколько деталей. После этого, напевая что-то себе под нос, он полез в свой ящик, вынул маленький молоток и один раз стукнул по яркому красному вентилю. Вся система сразу заработала как надо, и мастер отправился домой. Когда владелец корабля получил счет на 1000 долларов, он решил жаловаться – ведь мастер был в машинном отделении всего несколько минут. Он потребовал расписать счет подробно. Вот что прислал ему мастер: «За удар молотком – $ 0,50. За знание, где ударить – $ 999,50».

Вот бы нам, педагогам, знать точно где ударить, что посоветовать родителям в вопросах воспитания, чтобы их дети были счастливы и здоровы! К сожалению это очень трудно, а в некоторых случаях просто невозможно. Вот почему сейчас в школах работают педагоги – психологи, взрослые люди прибегают к помощи психологов, Интернет просто изобилует приглашениями на всевозможные психологические тренинги. Вот и я, готовясь к встрече с вами , перечитала море статей, книг по психологии и поэтому моя лекция построена на материале изученного.(ссылки я сделаю в презентации)

Мы, жители России, считаем себя чадолюбивыми. Действительно, в какой еще стране мира морально и материально помогают своему ребенку вплоть до глубокой старости? В какой стране проявляют такое самопожертвование женщины-матери? Наконец, в какой стране так дотошно опекают и контролируют своего ребенка? Но всегда ли опека и любовь способствуют воспитанию здорового, успешного ребенка?

Давайте задумаемся Кто мы? Какие мы родители? Кто наши дети?

Они – наше все. Счастье материнства и отцовства, надежда на будущее, осознание небессмысленности нашего существования на Земле, возможность ощутить себя полноценными во всех смыслах этого слова. Они – наши маленькие и большие радости. А еще они – бессонные ночи и треволнения, раздражительность и постоянная головная боль, глупые вопросы и огромная статья расходов. И все-таки без них мы вряд ли сможем ощутить всю полноту жизни, все ее возможности, подаренные нам природой. Потому что они – наши дети.

Какими мы, родители, хотим видеть своих детей?
Здоровыми, в первую очередь, мы тяжело переживаем, когда дети болеют.
Сильными и ловкими, мы стараемся приобщать детей к занятиям спортом.
Конечно мы хотим, чтобы наши дети были самыми лучшими.
Но, как это не грустно звучит, в современном мире все больше детей подвержено неврозам, вегето-сосудистой дистонии, энурезам, заиканию, патологиям сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной систем. (Слайд со статистикой по России)

Статистика – вещь неумолимая. Она отстраненно фиксирует факты. Аргументы к ним мы ищем сами. А факты таковы: дети тревожных родителей болеют в среднем в четыре раза чаще, чем дети беспечных. Вопрос: что – причина, а что – следствие? Не потому ли и тревожны родители, что ребенок болезнен? Не потому ли болеет ребенок, что его родители все время взвинчены и обеспокоены?

 

Сознание и тело

В книге психолога Дианы Балыко «Нейро-лингвистическое программирование для родителей» автор описывает 11 законов воспитания подростков.

В НЛП три основных элемента:

* Часть "нейро" имеет отношение к неврологии - к тому, как нервная система поддерживает связь между нашим разумом и телом.

* "Лингвистическое" относится к языку - к тому, как мы воздействуем друг на друга и на самих себя с помощью языка.

* "Программирование" указывает на те повторяющиеся последовательности наших мыслей и действий, с помощью которых мы достигаем своих целей и получаем те последствия, к которым приводит наше поведение.
Один из одиннадцати законов можно считать ответом на вопрос «Как воспитать здорового ребенка?»

Это Закон ресурсного якорения . Попробуем вместе с автором разобраться, что это такое?

Объяснение закона состоит из аргументации нескольких положений:

1. Сознание и тело – единая кибернетическая система.( На слайде - Киберне́тика — искусство управления, наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество).

2. Весь опыт закодирован в нервной системе, или, проще говоря, все болезни от нервов.

– Как два этих положения влияют на самочувствие моего ребенка? – спросит дотошный слушатель.

Очень просто. Если в душе нет покоя, то в теле нет радости, энергии, жизни. А значит, тело становится уязвимым для болезней. Тело – лакмусовая бумажка нашего душевного состояния. Тело никогда не врет. Самый большой выдумщик и обманщик – наш ум. Он постоянно придумывает логические обоснования для любого удобного нам утверждения и убеждения, он анализирует, считывает, сортирует, а тело лишь реагирует на реальность, причем делает это очень честно.

Если родители разводятся – ребенок начинает температурить, заболевать, жаловаться на мигрени. Это не потому, что взрослые выясняют при нем свои отношения. Это лишь потому, что ребенок ВСЕ ЧУВСТВУЕТ, потому что никакими пирожными его не обманешь.

Психологи говорят, чтобы управлять системой «СОЗНАНИЕ И ТЕЛО» надо быть осознающими этот процесс, понять суть ресурсного якорения.

Итак, якоря и якорение – отвечаем на вопрос Что это?

Если кошка однажды села на горячую плиту, то больше этого она никогда не повторит. Она теперь даже на холодную не сядет. Потому что весь опыт закодирован в нервной системе. Поверьте, тело вашего ребенка помнит ремень. В психологии это называется КИНЕСТЕТИЧЕСКИМ ЯКОРЕМ. Уши вашего ребенка помнят ваш душераздирающий крик, когда он разбил любимую вазу. Это АУДИАЛЬНЫЙ ЯКОРЬ. Сдвинутые к переносице брови отца – ЯКОРЬ ВИЗУАЛЬНЫЙ. Якорением мы сознательно и бессознательно занимаемся ежедневно.

Как и все в нашей жизни, якорение бывает позитивным и негативным. Объятья, поглаживания, поцелуи, добрые слова, комплименты, восхищенные взгляды, ласковый голос – позитивные якоря. Окрики, шлепки, недовольный вид, указания, внушения, оскорбления, подзатыльники – якоря негативные.

Кажется, все просто. Люби, хвали и жалей ребенка, и он будет счастлив. Однако и здесь есть подводные рифы. Порой позитивные якоря мы легко превращаем в негатив.

Например, упал ребенок. Разбил коленку. Плачет. Мать тут же начинает его гладить, целовать и успокаивать. Ребенок затихает, но тело его запоминает, что поцелуи и поглаживания связаны с болью. Вот так и ставим мы своим детям, сами того не желая, негативные якоря. И потом родители удивляются, почему подросток отталкивает все проявленные родителями нежности, не принимает их.

– А что же делать, если ребенок упал? – спросит меня сердобольная мама.

 

Давайте подробно разберем пример.

Допустим, ваша дочь сильно разбила коленку. Пришлось очищать ранку от крови и песка. Девочка громко рыдала. Рядом находились несколько взрослых, которые говорили: «Подумай о том, как ты, должно быть, ударила этот гадкий, старый камень», «Пустяки, не стоит плакать, пойдем возьмем аптечку».

Какие ошибки допустили взрослые? Они не дали ребенку полностью пережить боль, озвучить свои эмоции. Почему? Родителям тяжело смотреть на плачущего ребенка, из подсознания всплывают собственные, давно забытые ассоциации и запреты. Взрослым на подсознательном уровне становится страшно и неприятно. Родитель накладывает вето на плач, на проявление эмоций, «забалтывая» ребенка – лишь бы быстрее замолчал!

Что делать в такой ситуации? Во-первых, нужно дать ребенку возможность выразить свои чувства, позволить выплакаться: «Я ПОНИМАЮ, насколько тебе больно, а может быть, и страшно. И если тебе нужно сейчас поплакать, ты можешь сделать это».

Дело в том, что переживания, в которых мы отдаем себе отчет, проходят быстрее и лучше, чем те, существование которых мы отрицаем.

С помощью озвученных эмоций можно решить гораздо больше проблем, чем кажется на первый взгляд. И более серьезных, чем разбитая коленка.

Обнимать ребенка можно тогда, когда боль идет на убыль, когда основная трагедия пережита. Иначе мы заякорим негатив.

Мы поняли, что такое якорь и якорение, Теперь нам предстоит разобраться Что такое –ресурсное якорение.

Основная идея состоит в том, что человек может сам оказывать влияние на свое физическое здоровье: ваше тело является неотъемлемой вашей частью, а не чем-то таким, что время от времени заставляет вас болеть, и у него есть удивительная способность учиться и исцелять само себя. В наших телах таится огромный запас внутренних способностей поддерживать здоровье, который мы часто игнорируем. Большая часть недомоганий проходит сама собой – исследования специалистов утверждают, что до 80%,- то есть, вы выздоравливаете сами, независимо от медицинского вмешательства. Другими словами каждый человек обладает ресурсом положительных сил и возможностей организма, которые помогают ему быть здоровым и им надо умело воспользоваться.

Вспомните, бывало ли у вас так, что во время жутчайшей головной боли вы узнавали приятную новость и боль улетучивалась безо всяких таблеток? Или, скажем, ваш ребенок изнемогает от ангины, но стоит только соседскому мальчишке заглянуть его проведать, как у вас тут же появляется мысль: а не симулирует ли ваш ребенок болезнь, уж очень весел он и боек в общении с приятелем?

Автор закона выписывает вам рецепт: занимайтесь при появлении боли чем-то приятным, приносящим радость, и боль ослабнет или даже вовсе исчезнет. Позволяйте своим детям радоваться во время болезни, и они будут выздоравливать гораздо быстрее.

Ресурсные якоря работают при постоянном подкреплении. Мало однажды сказать ребенку «Я тобой горжусь», чтобы заякорить в нем состояние уверенности и ощущение родительской поддержки. Нужно хвалить своего ребенка всякий раз, когда он этого заслуживает. Порой нужно восхищаться им авансом, мысленно подтягивая его к той высокой планке, которая стоит перед ним, к той высокой оценке, которую вы даете его возможностям. Помните, что наши возможности ограничены лишь нашим убеждением. А в целом – и это одно из базовых положений НЛП – В КАЖДОМ ИЗ НАС ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.

В результате самоанализа большинству родителей удается увидеть взаимосвязь между болезнями детей и их душевным состоянием. Порой родителям удается также осознать, какую роль они сами играли в поддержании этого состояния и какую роль в этом сыграли дети. Ведь и взрослые, и подростки очень любят спекулировать не только недомоганиями, но и чувством вины…

Порой, осознав, что сами родители (их собственное поведение и представления) явились причиной болезни своего ребенка, люди начинают испытывать чувство вины за свои прошлые действия. Спасаясь от собственного чувства вины, родители начинают перекладывать всю ответственность за это на детей, тем самым усугубляя ситуации и продолжая разрушать психику (а соответственно и физическое здоровье) ребенка. Как можно обвинять ребенка в том, что он слушался своих родителей – сдерживал эмоции, был послушным, понимал, что «мама устала, а папа занят»?

У большинства детей болезни возникают как реакция на стресс, нехватку любви, невнимание со стороны родителей. Но, как и взрослые, они даже не подозревают о существовании связи между эмоциональным стрессом и болезнью.

В книге Дианы Балыко я прочитала рассказ о девочке, которая с двенадцати лет болеет сахарным диабетом, рассказывает, что ей совершенно не было страшно, когда доктор рассказывал ей о «текущем положении вещей», о том, что теперь, в двенадцать лет (!), вся ее жизнь перевернется.

– Я не испугалась, – вспоминает Наташа, – оттого что буду колоть себе уколы каждый день, я обрадовалась. Вечерами, перед сном, я благодарила Бога словами «Спасибо, боженька, что я заболела сахарным диабетом, потому что теперь моя мамочка будет меня любить». И действительно мама стала читать мне сказки вечерами, разговаривать со мной, жалеть меня. Как и у моих одноклассниц, у нас мамой наконец-то появились общие секретики, точки соприкосновения, о которых я так мечтала, но маме все было некогда. Раньше она говорила: у меня три спиногрыза, меня муж бросил, и я выбиваюсь из сил на двух работах, чтобы хоть как-то прокормить детей. Мне не до сказок перед сном и не до воспитательных мероприятий. С приходом в мою жизнь диабета все изменилось: появилось время на заботу, внимание, любовь…

Главная цель – победить болезни – найти пути к здоровью, отказавшись от взглядов, которые приводят человека к саморазрушению. Если ваш ребенок мог способствовать возникновению болезни, точно так же он может способствовать и своему выздоровлению. При непосредственной родительской помощи, любви и внимании.

Ребенку нужно помочь ЗАХОТЕТЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, на примерах показать все прелести полноценного гармоничного физического и душевного состояния и развития.

Внушайте для начала себе (как бы там ни было!), что все будет хорошо, что все УЖЕ идет к лучшему. И тогда вы сможете более уверенно внушать это ребенку. Это главное ваше целебное действие – самое великое из возможных – и кто, кроме вас?..

Вера в лучшее поможет создать более благоприятный климат в мире вашей семьи и защитит от вторжения мрака.

Закон ресурсного якорения

Самое волшебное прикосновение – поцелуй. Самая исцеляющая мантра – «Я люблю тебя!» Самые ресурсные якоря на свете – доверие, забота, похвала, нежность и любовь.

Профессор психотерапии Борис Зиновьевич Драпкин уже много лет занимается лечением детей с различными заболеваниями. Он создал свой уникальный во всех отношениях метод, который основывается на опыте педагогики, психотерапии и народной медицины.
Приведу слова Б.З. Драпкина: «Мы все любим детей, но порой делаем это не так, как это нужно ребенку. Представьте, что внутри себя ребенок имеет резервуар, который должен быть всегда наполнен материнской любовью. Если этот резервуар опустошается и высыхает, то ребенок болеет»

Есть несколько способов, чтобы наполнить этот «резервуар».

Предлагаю вам основные элементы методики, Которая состоит из 4 блоков специально подобранных фраз:

  • Материнская любовь
  • Физическое развитие
  • Нервно – психическое здоровье
  • Эмоциональный эффект очищения от болезней

Их надо выучить и каждый вечер говорить своему спящему ребенку.
Подойдите к нему. Убедитесь что он спит, прикоснитесь к его руке или голове и произносите (сначала мысленно, потом вслух) фразу за фразой. Со всей силой и убежденностью материнской любви.

Многие мамы, воспользовавшиеся этим методом говорят, что ребенок успокаивается на глазах, становится менее раздражительным. Меняется атмосфера в семье, отношения становятся теплыми и доверительными.В этой методике нет никаких сложностей, надо просто настроить себя, свой ресурс и потенциал МАМЫ на благо ребенку.
 

И все у нас получится! Мы вылечим своих детей любовью!

Р.S. Одна из идей, которую я хотела передать в своей лекции, заключается в том, что вы и ваши дети можете сами оказывать влияние на свое физическое здоровье: ваше тело является неотъемлемой вашей частью, а не чем-то таким, что время от времени заставляет вас болеть, и у него есть удивительная способность учиться и исцелять самоё себя.
Так с чего же начать путь укрепления здоровья? Единственного ответа здесь не существует, но у нас есть история о Насреддине, праведнике и шутнике.
Насреддину часто приходилось пересекать на своей лошади границу между Ираном и Ираком. И каждый раз при этом он вез с собой мешок драгоценных камней и мешок с лекарственными препаратами, на перевозку которых у него было официальное разрешение. И когда пограничники спрашивали его, чем он занимается, он отвечал: "Я контрабандист".
Пограничники каждый раз осматривали его багаж и каждый раз не находили ничего необычного. С каждым путешествием Насреддин становился все богаче, а пограничники так ничего и не находили.
В конце концов Насреддин оставил это занятие. Однажды пограничник встретил его и спросил:
- Насреддин, расскажи мне, какую контрабанду ты возил, что мы не могли найти ее?
- Лошади,- ответил Насреддин.
Секрет был прямо перед глазами, и его можно было найти, лишь перестав думать о том, что он где-то спрятан. Мы часто ищем ответ вокруг себя, когда он внутри нас самих.
Это ваше здоровье, и вам его создавать каждый день своей жизни. Его не найти в лекарствах и его не раздают доктора, какими бы ни были их философия и методы лечения - традиционными или нетрадиционными. Для большинства из нас более важным для нашего здоровья оказывается то, что мы делаем прямо сейчас. Мы убеждены, что здоровый образ жизни доступен каждому человеку в мире, и мы предлагаем вам этот буклет. В нем есть список книг по психологии, с помощью которых можно найти путь к своему здоровью. Эти книги есть в школьном ресурсном центре В буклете есть методика Б.З. Драпкина
Здоровье - важная часть вашей жизни, жизни ваших детей. Мы настаиваем, чтобы вы в полной мере воспользовались всеми имеющимися у вас ресурсами – помощью и советами докторов, педагогов, психологов. Успехов ВАМ и спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня в разговоре с вами я преследовала две цели:

1. Я хотела обратить ваше внимание, уважаемые родители, на необходимость доброго участия в развитии вашего ребенка. Находите время на заботу, похвалу, нежность,но при этом доверяйте ему, избегайте гиперопеки, приучайте к самоконтролю, самостоятельности.

2. Постоянно учитесь воспитывать детей, пользуйтесь помощью специалистов - врачей, педагогов, психологов.

Я предлагаю вам сегодня на память о нашей встрече буклет, в котором есть список литературы по теме моего выступления, т.е. при желании вы можете познакомиться с книгами по НЛП подробнее. В школе они есть в нашем ресурсном центре.

В буклете отражены основные элементы методики профессора Б.З.Драпкина.

 

Спасибо за внимание!

 

Категория: Работа с родителями | Добавил: Natali
Просмотров: 633 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 5.0/19
Всего комментариев: 0
avatar