Хочу напомнить вам, коллеги великолепную фразу А. Александрова: «Окружающий нас мир – это мир геометрии», и из урока в урок я демонстрирую это своим ученикам, открывая увлекательный мир геометрических фигур.
Но, к сожалению, я столкнулась с тем, что при изучении геометрии многие не видят, не чувствуют как прекрасен в своей правильности октаэдр, как поэтичен шар и лирична пирамида.
- Скажите, на какие две группы делятся геометрические фигуры? (объемные и плоские)
- А есть ли отличие между понятиями «геометрическая фигура» и «геометрическое тело»? (фигура – это плоский объект, а тело – объемный)
Так вот, чтобы показать каждому ученику многогранность мира фигур, я начала разрабатывать курс «Геометрическая живопись», ведь как ещё нагляднее можно представить геометрию, если не посредством обращения к древнейшему из искусств – живописи.
И сегодня, на ваш суд, я хочу предложить некоторые наработки этой факультативной программы.
«Творчество и математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта, - совокупность идей, подобно совокупности красок и слов, должна обладать внутренней гармонией» - сказал английский математик и философ Годфри Харди. Докажем это!
Умеете ли вы рисовать? Можете представить предмет с закрытыми глазами во всех деталях?
Умение «видеть объемно» − это одна из ключевых позиций высокоразвитого интеллекта. Именно это качество позволяет хорошо считать в уме и быть экспертом в литературе. Разберем сегодня упражнения на развитие пространственного мышления.
Заглянем в словарь: пространственное мышление – это вид наглядного мышления, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.
Говоря простым языком, пространственное мышление – это то, что позволяет нам создавать объёмную картинку в голове, изменять и трансформировать её по нашему усмотрению.
Что это значит?(предложить вставить слова)
1. Художник рисует картину. Чтобы его рисунок был убедительным, он должен соотнести реальные размеры объектов с нарисованными размерами, то есть, создать иллюзию ПРОСТРАНСТВА на бумаге. Этот же принцип действует в черчении.
2. Писатель пишет роман. Он создает образы героев, размещает их в воображаемом ПРОСТРАНСТВЕ. Продумывает линию сюжета, заполняет пространство событиями.
3. Шеф-повар, прежде чем готовить очередное произведение кулинарного искусства, должен его представить мысленно во всех деталях: как будет выглядеть, какой у блюда будет вкус, в каком соотношении лучше взять продукты – создать ОБРАЗ будущего творения.
Как видите, область применения пространственного мышления довольно обширна. Любой вид деятельности человека связан с ней в большей или меньшей степени.