Главная » Статьи » Материалы коллег » Внеклассное мероприятие

Классный час «Война, священная, навеки в памяти людской».

Классный час «Война, священная, навеки в памяти людской».

Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости.

Задачи:

  1. Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание, милосердие.
  2. Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.
  3. Воспитание чувства патриотизма.

 

Эпиграф и тема классного часа появятся после пролога.

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Э.Асадов.

Пролог.

Учитель. Совсем недавно, разбирая газетные вырезки, я нашла удивительный очерк, который тронул меня до глубины души. Хотелось бы поделиться с вами, услышать ваше мнение о произошедших в заметке событиях.

Чтение Очерка Д. Гранина «О Милосердии» до слов: «Раздумывая, вспоминал фронтовое время» …. (см. Приложение №1)

Учитель: Автор этого очерка – советский писатель, участник Великой Отечественной войны Даниил Гранин

q (слайд, портрет).

Учитель: Скажите, какая главная проблема волнует писателя? (бездушие людей, равнодушие общества, безучастность к горю другого большинства современников, независимо от возраста и пола: проходили мимо и взрослые и дети, и молодые, и женщины, и мужчины)

Учитель: Какого человеческого качества не хватило людям, встретившим несчастного (сострадания, милосердия, отзывчивости).

q (название очерка)

Учитель: Как вы думаете, ситуация, произошедшая с писателем, исключительная?

Часто ли вы сталкиваетесь с равнодушием, отсутствием сострадания? (С такими ситуациями мы встречаемся зачастую)

 

Учитель: Судя по вашим ответам, тема милосердия актуальна и для нас. Именно о ней мы и поведем сегодня речь.

Завязка.

Учитель: Почему писатель «раздумывая, вспомнил фронтовое время»?

q (свеча)

Какие ассоциации вызывает слово война?

(Ответы учащихся)

Давайте прикоснемся к этой эпохе.

q (Ужасы войны)

После ответов обучающихся включается зрительный ряд «Ужасы войны». (боль, отчаяние, страдание, смерть, разруха, голод, страх)

Разработка темы.

Учитель: Мы много раз говорили о тех страшных событиях в истории нашей страны, событиях, потрясших весь мир.

Опять война,

Опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о том горе прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

 

Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Но еще бОльшим уроком проявления милосердия и добра. q (Эпиграф), название темы.

Кажется парадоксом, люди шли защищать свою родину, дом, детей, и шли убивать врага. А автор очерка, говоря о милосердии, вспоминает войну.

Почему? Было ли место на войне милосердию? Я знаю, что к этому классному часу многие из вас немало прочитали о тех страшных событиях. Можете ли вы привести примеры проявления милосердия на войне.

Дети отвечают примерами о милосердии (участвует весь класс, приводит заранее подготовленные эпизоды. Некоторые из них представлены в приложении № 2,3,4,)

Диалог и анализ этих сюжетов.

  1. Блокада и хлеб.

q (Мать делит хлеб для детей),

q (Встреча сына с отцом),

q (Блокадный хлеб),

Вопросы к анализу стихотворения В. Лившица

Кто проявлял милосердие?

Почему отец отдает кусочек хлеба сыну, а не жене?

Почему мальчик отдает хлеб матери?

Почему мать передает подарок отцу, а не ребенку?

Вывод: каждый жертвует для близкого, а в целом для фронта и Победы - это и есть милосердие.

  1. Женщина, спасая раненого летчика, жертвует своими детьми.
  2. Рассказ о Матери Марии Скобцовой. Проявление милосердия в нечеловеческих условиях в плену у фашистов. Мать Мария в концлагере идет на смерть, спасая пленную женщину, у которой трое детей.
  3. q После рассказа фрагмент фильма.
  4. q, q Корчак Я. Смерть с детьми.
  5. Отношение к немецким военнопленным.
  6. Воинская дружба, взаимовыручка, поддержка, были на войне нужны не меньше чем патроны и снаряды. Давайте посмотрим фрагмент фильма «А зори здесь тихие» (фрагмент смерть Женьки Комельковой) и подумаем, как было проявлено милосердие. q (видео)

Вопросы к анализу фрагмента:

Кем было проявлено милосердие? Что вас особенно потрясло?

Только подумайте, девчонки,19-20 лет. Они еще и жизни- то толком не видели, а тут война, смерть самых близких.

Но не ожесточилось сердце не, стало равнодушным. Для Женьки иначе было невозможно, только пожертвовать собой ради подруги.

  1. Тема «Женщина и война – особая». Почему? Особые тяготы легли на их плечи: не только воевать наравне с мужчинами, но и оказывать помощь, спасать раненых – был их удел. Сестра, сестричка, так называли санитарок, или сестёр милосердия.
  2. q О сестрах милосердия и стихи Друниной Ю. «Медсестра»

 

  1. Посмотрим фрагмент фильма «Они сражались за Родину», чтобы понять, почему их так звали. q

 

q Учитель: Такие люди не могли не победить! Они выстояли, выдержали войну, вынесли на своих плечах все ее тяготы и дошли до Берлина.

q Страшные бои развернулись на улицах перед Рейхстагом. Во время боя на улице, примыкавшей к "Ландверканалу", сержант Масалов услышал детский крик. Двинувшись ему навстречу, солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку и, прикрывая ее своим телом, под пулями вынес малышку в безопасное место. Что это, как не подвиг милосердия. q Подумайте - немецкая девочка, возможно, дочь того, кто шел убивать русских детей, калечил их матерей, угонял в рабство сестер. q Но перед советским солдатом был ребенок, ему необходима была помощь. Рискуя своей жизнью, не задумываясь ни на минуту, солдат спасает его.

Это потрясло даже немцев.

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.

В Берлине, в Трептов-парке стоит памятник Советскому воину-освободителю! q Посмотрите на этот монумент.

Это фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой – спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка.

q Почему в руках у воина меч? Разве использовали такое оружие в великую Отечественную войну? (Нет, многие советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, к примеру, на автомат )

Почему Скульптор Евгений Вучетич изображает воина с мечом? (Показать историческую правду(традицию). От А. Невского до 1945 года так было, есть и будет: «Кто на Русь с мечом придет - от меча и погибнет!»)

Этот памятник – ответ на вопрос: «Хотят ли русские войны»

q XЗвучит музыка «Хотят ли русские войны» (Да ,мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять…)

Да, мы умеем воевать, но q Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима.

Мы ответили на вопрос, почему Даниил Гранин в сложившейся ситуации вспоминал фронтовое время. «Когда в голодной окопной жизни …. Дочитать…

Это предложение автора, а какое у вас будет предложения, какие чувства возникли? (Дети делают записи в тетрадь)

Закончился наш классный час о милосердии в Великой Отечественной войне.

 

Категория: Внеклассное мероприятие | Добавил: Natali (19.02.2017)
Просмотров: 700 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar