Главная » Файлы » Территория творчества, опыта и мастерства

Технология педагогической поддержки ребёнка – ведущий фактор личностного роста ученика
[ Скачать с сервера (38.9 Kb) ] 10.02.2017, 09:31

Итак, я предлагаю вашему вниманию свою математическую октаву:

Первая нота «ДО», которая, как утверждает история музыки, в переводе с латинского означает «даю»: нота, которая заставляет задуматься, а что же я, учитель, даю своим ученикам?

Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение индивидуального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название «педагогическая поддержка». Ее автором является замечательный педагог - новатор Олег Семенович Газман (1936-1996). Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания. Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса: это обеспечение комфортной психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуации на уроках, умение создать благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; благоприятный микроклимат в классе, школе. В. П. Голованов, И.С. Якиманская, Т.В. Анохина в своих работах продолжают развивать концепцию технологии педагогической поддержки.

Мой путь к внедрению в педагогическую практику технологии педагогической поддержки составляет более 5 лет. На протяжении этого периода я изучала, раздумывала, искала ответы на многочисленные вопросы и приняла данную технологию как актуальную технологию взаимной ответственности всех участников образовательных отношений.

Нота «РЕ», согласно учению Гвидо Аретинского, означает «Материя» – это объективная реальность, реальность окружающая меня, а что может быть реальнее математики. Математика является обязательным предметом при итоговой аттестации, математика нужна для полноценно сдачи всех выпускных экзаменов в различные вузы.

В последнее время математическому образованию в нашей стране и мире в целом уделяется большое внимание, но при этом в России до сих пор нет единого учебника по алгебре и геометрии, это приводит к разбросу заданий на ОГЭ и ЕГЭ, учитель обязан отрабатывать несколько учебников, поскольку никто не знает, на какой учебник опирается аппарат создателей вопросов КИМов, а, соответственно, в связи с этим, увеличивается нагрузка на ученика, увеличивается объем домашнего задания.

В.С. Богданова и Т.Н. Вабищевич, разрабатывая математическую модель успешности ученика на уроках математики, в процессе обсуждения определили три фактора, мешающие развитию успешного освоения математических знаний, «Три С»:

-Страшно

-Скучно

-Сложно

Ребенок не берет необходимой нагрузки – лишь 15 - 20% учащихся справляются с необходимыми для успешного освоения программы заданиями, в том числе, домашними; с каждым годом сокращается число учащихся, которые выбирают для сдачи итоговой аттестации профильную математику; Россия по математическому образованию находится пока не самом высоком уровне, олимпиады выигрывают азиаты.

И перед учителем встаёт задача - помочь ребёнку превратить проблему «Три С» в ситуацию успеха «Три У»:

-Уверенность

-Успешность

-Увлечённость

Нота «МИ» – означающая «чудо». И в моей математической октаве, данная технология – это педагогическое чудо, помогающее прививать уважение и любовь учеников к математике.

Это формы работы, которые помогают на каждом этапе урока открывать перед ребёнком дверь в мир математики.

Ребенок приходит на урок математики, он имеет право быть честным, откровенным, имеет право на помощь, имеет право на справедливую оценку своей деятельности, имеет право на сотрудничество. С чего начинаем? С «Журнала Доверия», который лежит на столе учителя, а ученик до начала урока знаком посылает сигнал о своей готовности:

«+» - полностью готов к уроку;

ü - домашнее задание выполнил не до конца, есть затруднения;

Прошу помощи, не понял тему!

 

«--» домашнее задание не выполнил;

 

Таким образом, учитель, владеет достоверной информацией о результатах выполнения домашнего задания, а, следовательно, и освоения темы, и выстраивает траекторию дальнейшего действия.

Таким образом, появляется алгоритм работы по данной технологии:

Домашнее задание

Работа на уроке

Договорная самооценка

Рефлексия

Показываем жизненную важность данного раздела математики

Синтез – выход на более сложный уровень

Формы, приемы и методы

Журнал доверия

Авторская индивидуальная рабочая тетрадь

 

На этапе закрепления работа по разноуровневым заданиям, используем цветовую. гамму

Выявляем индивидуальные затруднения

Выход на уровень жизненных задач

Дифференцированное самостоятельное задание

Методы:

Поисковый

Исследовательский

Наглядно-иллюстративный…

 

Тетрадь - помощник

Дифференцированная индивидуальная работа

 

Работаем по разным направления:

по алгоритму;

пошагово

 

Дифференцированное домашнее задание

Формы:

Игровой

Путешествие

 

 

Тетради - тренажёры, рабочие листы фиксирования затруднений – всё это помогает раскрывать потенциал ученика и продвигаться ему вперёд.

Одна из форм работы – тетрадь - помощник. Мои ученики, приходя на урок, изначально настроены на то, что они смогут получить знания без нервного напряжения. Любой урок, контрольная работа сопровождаются тетрадью, в которой есть решение всех заданий, и каждый, при затруднении, может ею воспользоваться. Но, есть одно условие: в своей рабочей тетради ученик должен отметить элемент задания, который он использовал из тетради - помощника.

Нота «ФА», имеющая значение «солнечная система», поможет мне раскрыть систему приёмов и методов, используемых на уроках. В. Произволов в своих работах заявлял, что математика «полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение». Какие же приёмы помогают ребёнку погрузиться в мир удивительных математических приключений, условно их можно разделить на три группы:

чтобы не было ученику страшно

чтобы не было ученику скучно

чтобы не было ученику сложно

решение задач в зоне актуального развития

связывать тематику задач с интересами учеников

карты личных достижений

решение задач в игровой форме

«Интеллектуальная разминка»

«Договор», «Цветопись»

использование заданий с множеством ответов, где решение нужно сформулировать, исходя из жизненного опыта

«Факты для достоверности»

математический эталон

задания типа «Найди ошибку», «Предложи свою версию»

исследовательско - поисковые задачи

«Математическая лесенка»

задания «Мой вариант» (использование пассивных знаний ученика)

нестандартные задачи

творческие задания

Все приёмы направлены на включение ученика в процесс освоения нового знания и поддерживают мотивацию к обучению.

Удивительная нота «СОЛЬ». Соль данной технологии в том, что Ученик в процессе погружения в образовательную среду:

-учиться доверять свои тревоги и проблемы учителю, решая их;

-учиться объективно оценивать свои возможности;

-имеет возможность на каждом уроке подняться на новую высоту.

А Учитель имеет возможность дифференцированно вести каждого ученика.

Я, надеюсь, всё это я смогла отразить в своём конкурсном уроке. ДАЛЕЕ ПРО УРОК!

Нота «ЛЯ» – несёт в себе значение «Млечный путь», это удивительное явление, которое ещё Платон называл швом, связующим небесные полушария.

Так же и отметка на уроке является тем самым швом, который связывает воедино учителя, ученика и знание предмета.

Большое значение в становлении мотивации учебной деятельности имеет оценка и отметка. Учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Отметка в этом случае заслоняет подлинную ценность его деятельности. Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Задача учителя (и не простая) заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив. С этой целью используются стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности школьника. Но стимул – не плетка. Он – двигатель и призван не просто «заставить» ученика учиться, а именно стимулировать, то есть вызвать и усилить собственные (ученика) полезные мотивы деятельности.

И на уроке самое главное, дать объективную отметку знаниям и умениям каждого, научить ребёнка адекватно воспринимать отметку, полученную на уроке. Без обид и тревоги, а с желанием больше трудиться, чтобы при необходимости, улучшить результат.

Как научить ребёнка воспринимать и оценивать рабочую ситуацию урока? «Путевой лист урока», в котором на каждом этапе урока ученик оценивает свою работу, также хорошо помогает формировать умение оценить свой уровень деятельности приём «Учебная пометка», когда на полях тетради ученик обязательно отмечает, что было непонятно, что вызвало затруднения и т.д.

Важную роль играет умение ученика рефлексировать, осознавать возможный путь своей деятельности. Приём «Цветоматрица», когда ученикам предлагается на трафарет нанести цветовые сигналы, отражающие успешность освоения материала каждым учеником:

-жёлтый – «Я полностью освоил материал урока и уверен в себе»;

-красный – «Я сомневаюсь, всё ли я смогу сделать самостоятельно»;

-синий – «Я не справлюсь без помощи учителя»;

-коричневый – «Я буду стараться, но не всегда всё смогу сделать самостоятельно».

Все эти приёмы помогают создавать ситуацию успеха для каждого ученика, работать на повышение самооценки ребёнка и уверенности в собственных возможностях.

Нота «СИ» – означает «небеса» и, как мне кажется, может продемонстрировать результативность внедрения технологии педагогической поддержки. Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью образовательного процесса.

Сильные стороны данной технологии можно проследить на примере одного класса:

5класс

2014-2015 учебный год

6 класс

2015-2016 учебный год

7 класс

2016-2017 учебный год

Диаграмма успеваемости «5»-7

«4»-13

«3»-5

«2»-

Диаграмма успеваемости «5»-8

«4»-14

«3»-3

«2»-

Диаграмма успеваемости «5»-10

«4»-13

«3»-2

«2»-

 

 

 

Индивидуальные успехи учащихся(учащийся 8 «а» класса К.)

5 класс

2013-2014 уч. год

6класс

2014-2015 учебный год

7 класс

2015-2016 учебный год

8 класс

2016-2017 учебный год

1 четверть - 3

1 четверть - 3

1 четверть - 4

1 четверть - 4

2 четверть – 3

2 четверть – 3

2 четверть – 4

2 четверть – 5

3 четверть – 3

3 четверть – 4

3 четверть – 4

 

4 четверть - 3

4 четверть - 4

4 четверть - 4

 

 

Качество знаний по результатам процедуры ОГЭ (9 класс)

Год

Качество знаний

2013-2014

29,7

2015-2016

65,8

Качество знаний по результатам процедуры ЕГЭ (11 класс)

Год

Средний балл ОУ

Средний балл по району

2013-2014

38,9

35,5

2015-2016

46,5

40,3

 

Результативность участия в предметных олимпиадах

учащийся

2014-2015уч.г.

2015-2016уч.г.

статус

баллы

статус

баллы

1

Ученик К.

призер

22

победитель

24

2

Ученик Р.

призер

13

победитель

24

 

Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся

 

Вопросы

Количество положительных ответов

2013/

2014

2014/

2015

2015-2016

Общее количество опрощенных родителей

56

58

62

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка?

83%

86%

98%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика?

85%

87%

98%

Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка?

100%

100%

100%

 

Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования

«Интерес к предмету» за 5 лет обучения математике в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.

2013-2014г.г (5класс)

2014-2015г.г (6 класс)

2015-2016г.г. (7 класс)

2016-2017г.г. (8 класс)

58%

62%

60%

82%

 

Оценивая результаты развития ребёнка через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду, образованию), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия каждого ученика стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей. Существуют ли какие - то утверждённые критерии? На данном этапе работы я определила следующие:

 

 

Диагностика успешности освоения учебного материала

 

Затруднения в обучении

Направления деятельности

Результат

готовность доверять и осваивать новые знания

учиться добывать информацию самостоятельно

ученик самостоятелен, независим, несёт ответственность за результат своих действий

готовность работать в содружестве

совместный поиск способов освоения знаний

ученик не боится нестандартных способов освоения и демонстрации знаний

критическое отношение к другим людям

развивать умение аргументированно и корректно воспринимать и высказывать критику; спорить и отстаивать свою точку зрения

ученик умеет, не осуждая, высказывать свою точку зрения

привычка к традиционным методам обучения

использование приёмов, развивающих творческую составляющую ребёнка

ученик применяет творческие способы воспроизведения и поиска информации

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог предвосхищает процесс становления личности.

ДИАГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ДО – вот она, моя математическая октава, звучащая на каждом уроке, ноты моей педагогической жизни, звучание которых зависит лишь от меня.

Как зазвучат они, мне хотелось бы, чтобы так … Звучит первый аккорд.

Слышите, вы узнали эту величественную мелодию Людвига Ван Бетховена. Звучит ода «К радости» из 9 симфонии великого композитора, утверждая каждой нотой, что человек сам творит Радость, дабы подарить ее миру. Человек движется к радости, преодолевая трудный путь познания, разве это не отражение педагогического пути.

А в завершении я хотела бы рассказать одну притчу:

«Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: "Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно". После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение - грусть: алмазов было так мало!».

Мораль: не нужно бояться трудностей! Ни нам учителям, ни детям, дорогу осилит идущий…

Категория: Территория творчества, опыта и мастерства | Добавил: rrr0901
Просмотров: 763 | Загрузок: 27 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
1 АОН • 13:12, 07.07.2017
Наталья Анатольевна! Вы очень творческий,неординарно мыслящий педагог. Действительно, дорогу осилит идущий. Желаю Вам успехов на этом сложном и одновременно интересном пути!
avatar
0
2 Natali • 13:28, 07.07.2017
Спасибо!
avatar